Статті

“Belly dance China 2013”

Мы сидели в огромном концертном зале пятизвездочного отеля в Китае и наслаждались происходящим: свет, звук, режиссура, звездные перфомансы – все было похоже на какое-то телешоу и очень далеко отличалось от концертов в Украине. И формат был мини-ток-шоу, на сцене Юсри Шариф давал интервью.  После этого на сцене жжег Тито Сейф. Как же я за ним скучала последние два года «пропусков Каира»! У него была целая программа с несколькими выходами и переодеваниями,  живым оркестром, певцом, отдельное вытсупление с таблистом (верхом на табле) и мое любимое шоу-саиди с 5 палками. Женская часть аудитории млела, кричала, визжала и всем своим видом показывала дикий восторг, на его МК это все повторялось. Тито Сейф был верен себе, заигрывал с публикой, позировал на камеру, залезал на стол, демонстрировал выросшую технику, купался в наших овациях и дарил всего себя зрителям. Перед нами сидела Фифи с переводчицей и Тито со второй попытки вытащил ее на сцену – получился яркий дуэт. Потом на интервью вышла Речел Брайс. «Люди, вы понимаете, как вам повезло? На одной сцене вы видели Фифи, Тито и Юсри!!!». «Да,- пронеслось у меня в мозгу- И все это говорит сама Речел!»

Она может ничего не делать – просто ходить туда–сюда – и она будет органична на сцене и зал будет бесноваться у ее ног.

Фифи Абду – это первое имя, которое произносят большинство людей и абсолютно все египтяне в ответ на вопрос о любимой исполнительнице ориенталя. Я не буду переписывать биографическую справку и перечислять ее фильмографию, в этом нет необходимости – все доступно в сети. Для меня она – Богиня восточного танца. Ни в одной, даже самой смелой, мечте  я не позволяла себе думать о встрече с ней. Спасибо организаторам (уж не знаю, как они это сделали) за то, что она была на фестивале! Давала мк, выступала на шоу, и с ней можно было пообщаться!!! Она очень красива (не хочу писать «все еще», она просто очень красива! Она танцует, поет, играет в театре, выступает по тв и ведет светский образ жизни, как у нас говорят. Сцена ее любит и она любит сцену. Она может ничего не делать – просто ходить туда –сюда – и она будет органична на сцене и зал будет бесноваться у ее ног. Я столкнулась с ней в холле, и мадам Фифи любезно согласилась перекинуться со мной словцом.

Фифи Абду абсолютно не звездная, хотя имеет для этого столько поводов.

Спросила откуда я? Исправила мое «Юкрейн» на египетское «Украния» и заулыбалась. Абсолютно не звездная, хотя имеет для этого столько поводов. На мой вопрос, почему она сейчас не танцует публично, просто ответила: в этом нет необходимости. Ее муж оставил ей бизнес, который требует времени и внимания. Сейчас Фифи Абду финансово не нуждается, поэтому может сама выбирать себе площадки. Понятно, что любой труд должен быть оплачен, но деньги не в приоритете. Плюс, ее задействованность в театре и ТВ отнимают много времени. А еще она очень любит петь (у нее действительно красивый, бархатистый голос). Начала танцевать Фифи довольно рано, ей было чуть больше 10. Ее привел отец. Девочке нравилось выступать на публике, но она была маленьким ребенком и не понимала всех нюансов. И когда в конце шоу ее вызвали на поклон, она повернулась спиной к зрителям и стала кланяться музыкантам. Но танцы скоро стали ее профессией, чтобы не случалось в ее жизни, она шла на сцену танцевать и дарить радость публике. Даже когда ее сердце разрывалось, даже после похорон отца. Вот такая сильная и безумно красивая женщина! Ее мк ставили обычно в конце дня, мы ходили на них получить заряд бодрости – она умеет снимать усталость. Мадам Фифи честно говорила, что не фольклористка и ее саиди нельзя назвать аутентичным и делилась с нами своими танцевальными фишками. На вопрос о происхождении танца живота, Фифи Абду опровергла все другие, а именно турецкую, индийскую и цыганскую, версти  и остановилась на египетской. О чем до сих пор свидетельствуют наскальные рисунки в Луксоре.

«Вы что сюда пришли меня на видео снять? Нет, вы пришли учиться! И путь у вас один: повторять и потеть!» – Юсри Шариф 

Юсри Шариф – Педагог и Творец (все с большой буквы). Кто был на его классах, сейчас понимающе кивает головой, кто не был – обязательно сходите! Он переехал из Египта в Нью-Йорк в 1986 году и сейчас живет там, но считает себя египтянином. В то время в Америке набирали популярность разнообразные танцы востока, которые привносили эмигранты. В его районе уже были танцы средней Азии, испанские, индийские и даже цыганско –румынские. Не было египетских. И Юсри занял свободную нишу. Сейчас у него огромная школа с несколькими преподавателями и он востребован с МК по всему миру. Его график поездок довольно плотный.   Как музыкант он не упускал возможности побарабанить на дарбуке на своих мк. В танцах больше всего ценит музыкальность. Его мк проходили по 4,5 часа с перерывом. Каждый день. Выдерживали не все. Он строг и суров. И по-прежнему запрещает себя записывать. Даже других на своих мк. И устраивает скандально–показательные изгнания из аудитории за любые попытки записи. Цитирую: «Вы что сюда пришли меня на видео снять? Нет, вы пришли учиться! И путь у вас один: повторять и потеть!». Делил нас на группы и отсматривал по рядам. Но спасибо ему за это и за ценные комментарии (в мой адрес в том числе). На вопрос о происхождении танца живота Юсри Шариф ответил, что говорить о корнях можно часами, и поддержал египетскую версию. Добавив о стене с рисунками исполнительниц ТЖ в Гизе, которые оставили подсматривающие французские солдаты во время оккупации в 1789 году, также солдаты рассказали об этом виде танца в закрытом помещении (гареме) в Европе. В это время появилось множество картин, нарисованных под впечатлением от этих рассказов. Мистер Шариф объяснил, что имеет в виду не фольк, а тот арабский танец, который танцевали во времена империи Мухаммеда Али на Харам стрит. Так появилось два направления танца – классический (консервативный) беледи (танец моей страны), который танцевали в деревнях, и гавази (цыганский), который исполняли публично и за деньги. Естественно, тогда его танцевали на улице, а не в театре на большой сцене, как сейчас. Также гавази-цыгане привнесли этот танец в цирк, а уж потом он стал популярен и в кабаре. Дальнейшая история его популяризации всем известна.

Если бы вдруг на моем пути в школу ТЖ оказалась Речел или подобный ей преподаватель, то к ТЖ я бы не дошла никогда! 

Речел Брайс – для меня она была, как инопланетное существо на видео, что-то далекое, непонятное, неосуществимое, из разряда посмотреть, но фиг сделать (я не любила трайбл ни  в каком его проявлении, он был мне чужд). И я безумно рада, что почти силой заставила себя пойти на пару ее мк. Она хорошо объясняет, но очень сложно за ней повторять в виду отсутствия навыков другой техники. Если бы вдруг на моем пути в школу ТЖ оказалась Речел или подобный ей преподаватель, то к ТЖ я бы не дошла никогда! Эта пластичная женщина–змея меня очаровала, возможно, путем гипноза. Речел открыла мне глаза на фьюжн. Да, я была слепа, аки крот! Этот танец сложный, техничный, завораживающий! Может из-за музыки, совсем не той, что я привыкла слышать на наших конкурсах. Речел Брайс – это человек эпохи и целый пласт танцевальной культуры. Конечно же, ей задавали вопросы о происхождении трайбла. Джамила Салимпур придумала трайбл-фьюжн на стыке 40х и 50х. Она любила смотреть египетские фильмы в кинотеатре и, по возвращении домой, по памяти пыталась воспроизвести движения танцовщиц из этих кинофильмов. Потом у нее появились последователи и ученики. Она открыла школу танца.

В начале 1970 х у нее был ночной клуб, аналог египетского кабаре, куда она приглашала танцовщиц из средней Азии. Они также привнесли во фьюжн свои движения. В детстве Речел хотела научиться ТЖ, но в городе, где она росла, был только АТС –Американ Трайбл Стайл. И в те времена, не было интернета, ей попались видеокассеты с трайблом и это решило все. Она начала с АТС. Но через 5 лет обучения ей подарили кассету с видео Фифи Абду (тут Фифи помахала Речел, а зал зааплодировал) и она смешала АТС и движениями классического БД, добавив «руки» средней Азии – так получился ее фьюжн-стиль. На вопрос о причине популярности ее стиля в мире  Речел Брайс ответила, что не может отвечать за остальных, но, что касается ее, загадочность и мрачность музыки, позы, осанка, плавные движения дают ей силу и мощь. Вдохновение  же она черпает в других видах танца, в ТЖ больше всего. А заряд бодрости и уверенности в себе ей дает ее постоянный партнер, который и сейчас с нею. Он ее поддерживает, верит в ее силу и способности. А когда нужно, дает ей пинок для стимула. Вот такая удивительная и немного мистическая женщина с «крепким тылом».

…хороший методист, раскладывает все по полочкам доступно, успевает дать постановку или три мини за 1 мк

Ваель Мансур – молодой египетский танцор и постановщик, который эмигрировал в Италию. На сцене исполняет сценический фольк в лучших традициях школы Реды. На МК собран, требователен, внимателен к деталям (постановка рук, выражение лиц), хороший методист, раскладывает все по полочкам доступно, успевает дать постановку или три мини за 1 мк. Готовится к мк тщательно и заранее, не позволяет себе импровиза, с чувством юмора. Выделил 10 минут на фольковом мк для вопросов и пояснений. Много говорил о необходимости изучения фолька, о том, что движения оттуда технически переносятся в ракс шарки. Что необходимо танцевать не только в ритм, но и мелодию.  Что в нубии используют не только карачи, но и джерк.  Я спросила о шароварах в женском костюме для хаггалы – сказал, что он, конечно, не последняя инстанция и не может отвечать один за все постановки, так что нужно ориентироваться на фольковые египетские труппы и копировать их фасон  (а если кратко, то – нет). Тянуть ли носки в саиди или делать стопой на себя? Женщины тянут носки, мужчины – нет. Еще женщины саиди не танцуют с палками. Ни с прямыми, ни с закругленным концом. Это придумал Реда для сценичности. Мужчины – да, танцуют с палками. Его любимый танец – нубийский, но нет, он сам – не нубиец.

Алла делает больше, чем все наши политики и государственные артисты вместе взятые

Алла Кушнир не любит, когда ее хвалят, но я все-равно буду. Для популяризации Украины в мире и  восточного танца  Алла делает больше, чем все наши политики и государственные артисты вместе взятые. Алла – это талантище от Бога и потрясающая работоспособность, а также ночные репетиции на сцене, когда все спят. А еще она очень красивая и доброжелательная. И человек слова: обещала крейзи барабаны на МК и сделала! По посещаемости ее мк  можно сравнить с Речел Брайс (по сложности тоже). В коридоре стояли мониторы, которые без звука транслировали изображение на экране в основном зале. Люди фотографировались с этими мониторами во время классов Аллы. Китайцы от нее без ума и готовы растащить на маленькие сувениры по кусочкам. Она редко дает МК в родной стране, поэтому приходится ехать за ней в другие страны. Но видеть ее на сцене – безграничное удовольствие. За это ей и девочкам из ее Центра – особая благодарность.

На этом фестивале было много чего: классы у мастер-преподователей (Дидем, Боженка, Джинхи Ким, Мория Чапель, Шарон Кихара, Елина Печерски, Саманта Диаз, Дарья Данилкина), выступления и концерты, общение и новые знакомства, шикарный отель, отличная кухня, спа и вылазки в город. Жалею только о том, что все хорошее быстро заканчивается.

Посмотреть видео выступлений можна на youtube канале автора статьи – Badriyah Brjun, а также на сайте citizen.tv

 

Автор статьи – Badriyah Brjun

Корректор – Елена Скубанова

Залишити відповідь